Автоматичность тормоза

В поездах применяются тормоза, которые можно привести в действие не только с локомотива, но и из вагонов. Для этого проводнику или пассажиру достаточно открыть стоп-кран в одном из вагонов, в результате чего все тормоза поезда придут в действие. Автоматичность тормозов заключается в том, что при разрыве магистрали или открытии стоп-кран из вагона автоматические тормоза приходят в действие и поезд останавливается независимо от машиниста локомотива. Предположим, что в поезде, следующем по участку, внезапно произошёл разрыв упряжи или саморасцеп автосцепки; т. е. поезд разделился на две части. В этом случае тормоза в обеих частях поезда придут в действие автоматически и произойдёт его остановка.

Автоматические тормоза снабжаются специальными приборами - автостопами. Автостоп сигнализирует машинисту о приближении поезда к запрещающему сигналу, и если машинист почему-либо не реагирует на этот сигнал, автоматически приведёт в действие тормоза и остановит поезд.

Таким образом, автоматические тормоза играют важнейшую роль в обеспечении безопасности движения на железных дорогах.

До появления автотормозов поезда приходилось тормозить вручную. Ручной тормоз (фиг. 155) вагона приводился в действие человеком (тормозильщиком), который находился на площадке вагона. Для обслуживания поезда требовалось много тормозильщиков. Сигналы к торможению подавались свистком паровоза. Услышав сигнал, тормозильщики приводили в действие тормоза, но обладая различной физической силой и расторопностью, они не могли достигнуть равномерного и эффективного торможения.



Фиг. 155: схема ручного тормоза

Фиг. 155: схема ручного тормоза



Таким образом, судьба поезда находилась в руках тормозильщиков, а не в руках машиниста. Неудивительно поэтому, что при ручном торможении допускаемая скорость движения, вес и длина поездов были небольшими.

С ростом железнодорожных перевозок, увеличением веса и скорости поездов автоматические тормоза вытеснили ручные.