Экипаж 1

В жаркие летние дни зазоры едва заметны, зимой же, в сильные морозы, они увеличиваются. Если соединять рельсы вплотную, то, удлиняясь при нагревании, они изогнутся. То же может получиться с котлом паровоза.



Фиг. 30: передняя опора котла

Фиг. 30: передняя опора котла



Температура стенок котла не постоянна: у интенсивно работающего паровоза она повышается примерно до 160°, а у охлаждённого (во время ремонта в депо) снижается до 15°, т. е. до температуры воздуха в цехе.

При повышении температуры паровозный котёл удлиняется приблизительно на 25 - 30 мм. Поэтому приходится укреплять котёл на раме так, чтобы только одна из его концевых опор была неподвижной.

На паровозах такая жёсткая неподвижная опора устанавливается в передней части рамы, где расположены цилиндры. Передняя опора (фиг. 30) и цилиндры объединены в цилиндровый блок, на седлообразной верхней части которого и укреплена дымовая коробка котла. Задняя часть котла (топка) опирается на раму через подвижные опоры. Они позволяют котлу перемещаться вдоль рамы.

Подвижные опоры могут выполняться скользящими или гибкими. Скользящие опоры имеют крупный недостаток: между их опорными поверхностями возникает значительное трение, для уменьшения которого требуется смазка. Иначе неизбежно заедание.

Этого недостатка лишены гибкие опоры, которые представляют собой стальные листы, поставленные вертикально. Нижними концами листы жёстко прикрепляются к раме паровоза, а верхними - к топочной раме. Легко изгибаясь, они не препятствуют свободному удлинению или сокращению котла.