Электрическое освещение паровоза 1

На фиг. 161а видно, что ток в верхней части витка течёт слева направо, а в нижней части витка справа налево, т. е. в противоположном направлении.

Значит, по мере вращения витка ток, возбуждаемый в нём, дважды изменит своё направление за один оборот витка. При полуобороте витка (под северным полюсом) ток будет иметь направление, противоположное направлению тока в нижней части витка (над южным полюсом).



Фиг. 160: примерная схема электроосвещения паровоза

Фиг. 160: примерная схема электроосвещения паровоза



Отсюда следует, что рассмотренный нами генератор даёт переменный по направлению ток.

Большинство паровозных генераторов вырабатывает постоянный ток.

Принципиальное отличие между схемами получения переменного и постоянного тока состоит в креплении концов проволочного витка к кольцам.



Фиг. 161: схема работы генератора

Фиг. 161: схема работы генератора



Вместо двух колец поместим одно кольцо (фиг. 161, б), разделённое пополам изоляционной прослойкой (лентой), а неподвижные щётки расположим друг под другом так, как показано на фиг. 161б. В этом случае ток во внешней цепи не изменит своего направления, т. е. получится не переменный ток, а постоянный. В самом деле, из нижней части витка ток поступает в щётку А, затем течёт по внешней цепи к электрической лампочке и от неё к щётке В и затем к верхней части проводника.

Когда верхняя часть витка окажется внизу (виток сделает полуоборот), ток в ней изменит направление, но в щётку А он поступит в прежнем направлении. Благодаря этому во внешней цепи ток остаётся постоянным.

Рассмотренный нами принцип действия простейшего генератора лежит в основе работы и мощных генераторов. Разница заключается лишь в том, что в мощных генераторах ток отводится во внешнюю цепь не с вращающихся колец, а с неподвижной части генератора — статора.