Кулиса и переводной механизм

Если паровозу нужно двигаться только вперёд, то рассмотренный нами парораспределительный механизм вполне удовлетворяет этому требованию.

Однако паровоз должен иметь возможность двигаться как вперёд, так и назад.

Направление движения паровоза зависит от того, в каком положении находится кривошип и в какую из полостей цилиндра - заднюю или переднюю - первоначально будет впущен пар.

Если кривошип находится в верхней половине колеса, то для движения паровоза вперёд пар нужно впустить в заднюю полость цилиндра, а для движения назад - в переднюю.

Если же кривошип находится в нижней половине колеса, то для движения паровоза вперёд пар нужно впустить в переднюю полость, а для движения назад - в заднюю полость цилиндра.

Чтобы изменить направление движения паровоза, нужно так поставить золотник, чтобы он осуществлял впуск пара в нужную полость цилиндра, т. е. надо иметь возможность изменять направление движения золотника. Это осуществляется с помощью кулисы (фиг. 93).

Кулиса представляет стальную поковку, в середине которой имеется прорезь, расположенная по дуге. Радиус этой дуги равен длине золотниковой тяги.

В прорезь, поверхности которой гладко обработаны, вставляется особая деталь, называемая камнем. Камень может скользить внутри прорези. Сама кулиса укрепляется в подшипниках и может качаться на цапфах относительно определённого центра.



Фиг. 93: кулиса

Фиг. 93: кулиса



До сих пор рассматривался случай, когда золотник приводился в движение золотниковой тягой непосредственно от золотникового кривошипа (контркривошипа). А что получится, если мы «разрежем» золотниковую тягу и в месте разреза (примерно посередине) шарнирно укрепим кулису (фиг. 94).