Образование тяги газов 1

Таким образом, естественная тяга будет тем больше, чем выше дымовая труба, чем ниже температура атмосферного воздуха и чем выше температура уходящих газов.

Однако по ряду причин нельзя значительно повышать температуру уходящих газов, а следовательно, трудно создать естественную тягу достаточной силы; увеличение температуры уходящих газов привело бы к большим потерям тепла.

Ясно также, что на паровозах нельзя применять чрезмерно высокие и тяжёлые трубы.

На современных паровозах с их высокими котлами габарит подвижного состава позволяет устанавливать трубы (и то углублённые в дымовую коробку) высотой не более 2 м.

Но такая маленькая по высоте труба, конечно, может создать очень небольшую естественную тягу, которая не в состоянии будет обеспечить достаточной интенсивности горения топлива на колосниковой решётке. Поэтому тяга газов в паровозе создаётся не естественным путём, а искусственным, т. е. при помощи специальных дымовытяжных установок.

Искусственную тягу разделяют на струйную - конусную и механическую - вентиляторную. Все паровозы, за исключением паровозов с конденсацией пара, оборудованы конусным дымовытяжным устройством, поэтому мы в дальнейшем будем рассматривать этот основной вид дымовытяжных установок.