Ограничение силы тяги по котлу. Форсировка

Котёл не может выработать пара больше определённого количества. Следовательно, и паровая машина сможет потреблять пара лишь столько, сколько его вырабатывает котёл, не больше. В этом заключается существенная особенность работы паровоза. Что же понимают под паропроизводительностью котла и чем оценивается его работа?

Вспомним, что тепло газов сгорания передаётся воде через стенки огневой коробки и жаровых и дымогарных труб, которые снаружи омываются водой, а изнутри - газами. Объём котла, занятый водой, называют водяным объёмом. Поверхность воды, через которую выделяется пар, называется зеркалом испарения.

Поверхности котла, омываемые с одной стороны газами, а с другой - водой, принято называть испаряющей поверхностью нагрева котла. Она измеряется со стороны воды.

В зависимости от условий работы с каждого квадратного метра поверхности нагрева можно сиять различное количество пара в час. Работоспособность котла обычно оценивается по тому количеству пара в килограммах, которое он даёт в течение часа не со всей поверхности нагрева, а только с 1 м2 её. Именно это количество пара называется форсировкой (или интенсивностью парообразования) котла. Для паровозников эта величина очень важна, ибо от форсировки котла зависят, в конечном счёте, вес и скорость поезда.