Основные части паровоза и экипировочные устройства 1

Снизу огневая коробка имеет колосниковую решётку, на которую забрасывают уголь или другое твёрдое топливо.

Колосниковая решётка (смотрите фиг. 13) собирается из чугунных плит-колосников, которые по всей площади имеют прорези. Площадь прорезей составляет так называемое живое сечение колосниковой решётки, сквозь которое в топку поступает атмосферный воздух, необходимый для сгорания топлива. К колосниковой решётке воздух попадает через зольник (фиг. 14), имеющий для этой цели боковые клапаны, открывающиеся при помощи рычажного механизма. Зольник размещается под колосниковой решёткой и представляет собой двух - или трёхбункерный ящик. Бункера закрываются днищами. На новых паровозах благодаря специальному механизму днища бункеров можно легко открыть и закрыть.

Через прорези в колосниках в зольник проваливаются зола и мелкие несгоревшие частицы топлива. Также на паровозах применяются качающиеся колосниковые решётки, которые можно на стоянках и на ходу паровоза прокачивать для очистки топки от шлака.

Рычаги управления качающимися колосниками находятся в будке машиниста. Перемещая тот или иной рычаг, кочегар заставляет группу колосников занимать наклонное положение (угол наклона не менее 45°). От этого слой шлака взламывается и в виде мелких кусков сбрасывается в зольник.



Фиг. 14: зольник

Фиг. 14: зольник



Таким образом, зольник предназначен для подвода воздуха к сжигаемому топливу и для сбора шлака и мелких несгоревших частиц топлива. Эти остатки периодически высыпаются из зольника при открытии днищ бункеров.