Основные части паровоза и экипировочные устройства 8

Стремление ещё более усилить циркуляцию воды в котле, особенно между боковыми простенками топки, привело конструкторов к мысли расположить циркуляционные трубы в виде опрокинутой буквы Т, как это показано на фиг. 23. Эти трубы верхними концами прикрепляют к потолку огневой коробки, а нижними - к её боковым стенкам. Поэтому вода циркулирует от боковых стенок к потолку. Такие трубы называются поперечными циркуляторами.



Фиг. 23: поперечные циркуляторы в топке

Фиг. 23: поперечные циркуляторы в топке



Поперечные циркуляторы получили распространение на мощных паровозах, так как они, наряду с усилением циркуляции воды в котле, непрерывно подают её на потолок огневой коробки, т. е. «покрывают» его слоем воды, что очень важно для безопасной работы котла.

Циркуляционные трубы имеют и другое назначение. Они поддерживают кирпичный свод (смотрите фиг. 13) - необходимую часть каждой топки современного паровоза.

Свод по всей ширине топки примерно наполовину (вдоль оси котла) перекрывает площадь колосниковой решётки. При наличии свода газы сгорания вынуждены совершать более длинный путь, поэтому они лучше смешиваются с воздухом, необходимым для горения. Кроме того, свод препятствует выходу несгоревших мелких частиц топлива в жаровые и дымогарные трубы, способствуя тем самым догоранию частиц непосредственно в огневой коробке.

Но свод нужен не только для этих целей. Расположенный прямо над пламенем, он нагревается, т. е. накапливает тепловую энергию в период наибольшей температуры в топке и в случае охлаждения топки отдаёт энергию, подобно мощному аккумулятору.