Паровая машина

Устройство паровой машины (фиг. 27) подчинено задаче - с наибольшей выгодой преобразовать тепловую энергию пара, созданного в котле, в механическую энергию вращения колёс.

Основной частью паровой машины являются цилиндры. Почти на всех паровозах установлено два паровых цилиндра. Размещены они в передней части локомотива, по обе стороны рамы. Для того чтобы при небольших размерах цилиндров получить большую мощность (3000 - 3500 л. с), паровая машина выполняется по принципу двойного действия: пар впускается не с одной стороны поршня, а попеременно с двух сторон.



Фиг. 27: паровая машина паровоза серии Л

Фиг. 27: паровая машина паровоза серии Л



Прежде чем попасть в цилиндры, пар поступает в золотниковые коробки, называемые так потому, что внутри каждой из них находится золотник. Золотник - распределитель пара - осуществляет автоматический впуск свежего пара в цилиндр и выпуск отработавшего.

Движение золотников точно согласовано с движением поршней благодаря особому механизму, называемому парораспределительным. Пар совершает в цилиндре непрерывную работу: поступая в цилиндры попеременно то с передней стороны поршня, то с задней, он заставляет поршень перемещаться то в одну, то в другую сторону. Чтобы использовать работу пара для перемещения паровоза, нужно возвратно-поступательное движение поршней в обоих цилиндрах преобразовать во вращательное движение колёс. Для этой цели служит передаточный механизм, называемый шатунно-кривошипным.

Шатунно-кривошипный механизм размещается с каждой стороны паровоза; он состоит из следующих деталей: поршней, ползунов, шатунов (ведущих дышел) и колёсной пары. Движение поршня через ползун непосредственно передаётся ведущему дышлу, которое и приводит во вращение колёсную пару.

Ведущее дышло связано с колесом через палец кривошипа, запрессованный в тело колеса.

Все колёсные пары соединяют (спаривают) друг с другом. Делается это для того, чтобы увеличить силу тяги паровоза. Соединение колёсных пар осуществляется несколькими сцепными дышлами. Все спаренные сцепные колёсные пары называются движущими, а одна из них, связанная ведущим дышлом с поршнем паровой машины, называется ведущей. Большинство паровозов имеет 3 - 5 движущих колёсных пар.



Фиг. 28: экипаж и движущие колёсные пары

Фиг. 28: экипаж и движущие колёсные пары



Система деталей - поршней, ползунов, ведущих и сцепных дышел, колёсных пар с пальцами кривошипов образует движущий механизм паровоза.

Таким образом, к паровой машине относятся:

  1. цилиндры

  2. парораспределительный механизм

  3. движущий механизм.