Паровой манометр 1

На более поздних паровозах для удобства наблюдения паровой манометр делается двусторонним, т. е. снабжается двумя циферблатами, один из которых обращен в сторону машиниста, а другой - в сторону его помощника (смотрите фиг. 74).



Фиг. 73: схема устройства парового манометра

Фиг. 73: схема устройства парового манометра



Фиг. 74: общий вид парового манометра

Фиг. 74: общий вид парового манометра



На шкале манометра наносится красная черта, указывающая предельно допускаемое давление пара в котле.

Переступив красную черту - границу наивысшего допускаемого давления, стрелка манометра будет показывать, что работа котла небезопасна.

Манометр должен быть запломбирован и иметь отметку о времени проверки.

Машинист никогда не должен допускать превышения установленного давления. Но если почему-либо он не заметит, как давление превысит допустимое, автоматически начинают действовать предохранительные клапаны, выпускающие избыток пара из котла.

Предохранительные клапаны

Предохранительные клапаны служат для предохранения котла от взрыва, когда давление пара в нём превысит нормальное. Какова бы ни была причина чрезмерного увеличения давления (это возможно, например, когда паровая машина потребляет пара меньше, чем вырабатывает котёл), предохранительные клапаны автоматически открываются, выпуская из котла часть пара, и тем самым снижают давление.

На чём же основана работа предохранительного клапана? Наглядное пояснение этому даёт упрощённая схема действия клапана, изображённая на фиг. 75, а.



Фиг. 75: схема и устройство предохранительного клапана

Фиг. 75: схема и устройство предохранительного клапана



Спиральная пружина, надетая на стержень, верхним концом упирается в шайбу, а нижним через другую шайбу - в тарелку клапана.

Таким образом, сверху на клапан действует усилие пружины, рассчитанное на рабочее котловое давление, а снизу - давление пара в котле.