Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 10

Кроме того, для превращения воды в пар нужно затрачивать большое количество тепла. Этих недостатков не имеют локомотивы, у которых в качестве рабочего тела используется не пар, а воздух.

Локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина, а в качестве рабочего тела используются воздух или смесь воздуха с продуктами сгорания топлива, называется газотурбовозом.

Первый в мире газотурбовоз мощностью на валу турбины 2200 л.с. был построен в 1941 г. в Швейцарии фирмой Броун Бовери. Этот локомотив и в настоящее время эксплуатируется на швейцарских железных дорогах. В дальнейшем газотурбовозы были построены в Англии, Франции, Швейцарии и США.

Сейчас в США работают 25 газотурбовозов, построенных в 1953 - 1954 гг.

На фиг. 152 показан общий вид современного газотурбовоза, построенного фирмой Дженерал Электрик Алко (США). Вес его равен 249.5 т.

Основное достоинство газотурбинного локомотива - компактность и простота устройства при высоком коэффициенте полезного действия, равном 15 - 19% (на низкосортном жидком топливе), и большой мощности в одной секции (4500 - 5000 л. с. при длине секции 25 - 27 м), что позволяет снизить расход металла на единицу мощности.

Таким образом, существующие газотурбовозы при температуре газов 700° по своему к. п. д. приближаются к тепловозу, хотя и работают на более дешёвом и менее дефицитном жидком топливе. А если удастся поднять температуру газов перед турбиной до 1000 - 1100°, то к. п. д газотурбовоза будет равен к. п. д. тепловоза (28 — 29%).