Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 12

Газотурбовоз может работать и на твёрдом топливе по трем основным схемам:

  1. сжигание угольной пыли

  2. применение транспортных газогенераторов (газификация угля под давлением)

  3. сжигание любых сортов топлива в схемах с воздушным котлом.



Фиг. 153: схема газотурбинной установки

Фиг. 153: схема газотурбинной установки



Высокую экономичность имеют газотурбовозы с так называемым безвальным поршневым генератором газа. В этой схеме роль компрессора выполняет дизель со свободно движущимися поршнями. Однако безвальные генераторы, так же как и дизели на тепловозах, потребляют высококачественное дизельное топливо. Первый в мире опытный локомотив с турбиной, в которой рабочим телом является газ от генератора газа со свободно движущимися поршнями, построен фирмой Рено (Франция) в 1952 г.

27 июня 1954 г. в нашей стране была пущена в эксплуатацию и дала электрический ток для промышленности и сельского хозяйства прилежащих районов первая в мире атомная электростанция полезной мощностью 5000 квт.

Открытие и применение атомной энергии в мирных целях знаменовало собой новую эру в развитии энергетики.

Неограниченные перспективы в использовании этого величайшего достижения науки открылись для транспорта, в том числе железнодорожного, являющегося, как известно, крупнейшим потребителем топлива.

Атомные энергетические установки расходуют незначительное количество топлива. Достаточно сказать, что атомный локомотив сможет совершать пробеги между заправками топливом в течение 1 - 2 лет. Это позволит ограничиться всего лишь одним пунктом экипировки, стоимость которого будет, конечно, несравненно меньше стоимости мощных и часто расположенных экипировочных пунктов, необходимых при паровой и даже тепловозной тяге. Отпадёт также надобность в подвижном составе для перевозки угля и нефти, на которых работают обычные локомотивы.