Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 6

На замечательном свойстве обратимости пара в воду, т. е. на многократном использовании одной и той же воды, построен паровоз с тендером-конденсатором (фиг. 149).



Фиг. 149: общий вид паровоза с тендером-конденсатором

Фиг. 149: общий вид паровоза с тендером-конденсатором



Пробег паровоза без набора воды зависит от её запаса в тендере. Но запасы воды в тендере ограничены, так как значительно увеличивать ёмкость водяного бака нельзя из условий габарита подвижного состава и веса тендера.

Следовательно, достичь больших (порядка 1000 км) безостановочных пробегов паровозов с обычными тендерами невозможно.

Вот почему конструкторы паровозов на протяжении многих десятилетий настойчиво искали пути для практического решения этой важной проблемы.

В 1891 г. русские инженеры - работники Коломенского завода - нашли решение этой задачи: они спроектировали и построили первый в мире паровоз с конденсацией пара.

К сожалению, до наших дней не сохранились сведения об устройстве этой оригинальной машины. Известно только, что такой паровоз был оборудован трубчатым конденсатором, расположенным над котлом.

Продолжая прогрессивные начинания своих соотечественников, советские инженеры в 1935 г. создали паровоз с тендером-конденсатором, открыв тем самым гораздо более широкую возможность достижения 1000-километровых пробегов без набора воды. Паровозы с тендером-конденсатором успешно эксплуатируются на наших железных дорогах, особенно в безводных районах, или в районах, имеющих воду плохого качества.



Фиг. 150: упрощённая схема паровоза с тендером-конденсатором

Фиг. 150: упрощённая схема паровоза с тендером-конденсатором