Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 9

Теперь готовая для подачи в котёл горячая вода с температурой 98° водоструйными аппаратами (эжекторами) подаётся к поршневым водяным насосам, которые нагнетают её в котёл паровоза.

Таким образом в паровозе с конденсацией пара происходит непрерывное превращение воды в пар, а пара вводу. Это превращение совершается по замкнутому циклу и почти без потерь.

Выше было указано, что сконденсировавшаяся вода стекает в бак ёмкостью всего лишь 2700 л; такая небольшая ёмкость бака обусловливается тем, что он должен быть расположен под секциями конденсатора.

Для возмещения воды, уходящей в атмосферу в виде пара при его утечках и расходе на служебные нужды (например свисток), на тендере размещаются ещё три сообщающихся между собой бака общей ёмкостью около 10000 л.

Общий запас воды на паровозе с тендером-конденсатором не превышает 12700 л. Это в четыре раза меньше запаса воды в баках обычного тендера мощного паровоза серии ИС.

Наряду с большими пробегами без набора воды паровозы с конденсацией пара дают большую экономию в топливе, равноценную экономии топлива, получаемой при водоподогревателях. По сравнению с обычными паровозами они позволяют экономить до 15% угля.

Итак, в паровозе и паротурбовозе в качестве рабочего тела используется пар, поступающий в паровую машину или турбину. Сложная паросиловая установка, наличие тяжёлого котла создают ряд трудностей как при конструировании мощного и экономичного парового локомотива, так и при его эксплуатации, и поскольку последний должен возить с собой запас воды определённого качества, а сам котёл требует периодической промывки и очистки.