Радиосвязь с паровозом

Раньше диспетчер участка был лишён возможности передать необходимые распоряжения непосредственно машинистам паровозов, находящихся в пути или на станциях. А машинист, совершая рейс или производя манёвры, не мог срочно переговорить с диспетчером, когда это было нужно (например при непредвиденной остановке поезда на перегоне).

Понадобилось не мало лет упорного труда, чтобы решить задачу двусторонней радиосвязи между диспетчером и машинистом.

Трудности заключались в том, что радиооборудование для паровозов, в отличие от обыкновенной радиоаппаратуры, должно было быть застраховано от непрестанной тряски движущегося паровоза, ему предстояло безотказно работать при 50-градусной жаре и 50-градусном морозе, оно нуждалось в надёжной защите от действия вредных сернистых газов, угольной пыли и шума, который при высокой скорости становится очень сильным.

Советские конструкторы создали радиостанцию, специально приспособленную для работы в этих сложных условиях.

До 1954 г. для указанной цели применялась радиостанция типа ЖР-1. Позднее стала широко внедряться новая железнодорожная радиостанция типа ЖР-3 (фиг. 170), отличающаяся хорошей слышимостью передачи на расстоянии 10 - 12 км между стационарным пунктом и локомотивом.

Радиостанции ЖР-1 и ЖР-3 (железнодорожные радиостанции первой и третьей разработки) просты и удобны в эксплуатации.

Эти радиостанции получают питание на паровозе от турбогенератора, дающего переменный ток напряжением 41 В и на стационарных пунктах от сети переменного тока напряжением 127 или 220 В. Основными частями паровозной радиостанции является приёмник и передатчик.