Сажесдуватель

Во время работы паровозного котла, особенно при высокой форсировке, в дымогарные и жаровые трубы заносятся мелкие несгоревшие частицы твёрдого топлива. Оседая на стенках труб, они понижают их теплопроводность и, как следствие, ухудшают парообразование и перегрев пара. Поэтому содержание труб в чистоте имеет очень важное значение для экономичной работы паровоза.

Положительные результаты даёт применение сажесдувателей, которые устанавливаются по бокам кожуха топки.

Действие сажесдувателя основано на использовании энергии котлового пара, струя которого вытекает из сопла в направлении трубчатой решётки и выдувает частицы угля и сажи, попавшие в трубы. Из схемы, приведённой на фиг. 51, видно, что при продувке труб сопло сажесдувателя выдвигается в пространство топки, а после продувки убирается в простенок между огневой коробкой и его кожухом.

Это позволяет продлить срок службы сопла, так как в период между продувками труб оно не подвергается действию высоких температур топочных газов и поэтому не обгорает. Сажесдуватель с выдвигающимся соплом состоит из цилиндра с поршнем, шток которого соединён с соплом. Когда машинист откроет доступ пару в правую полость цилиндра, поршень передвинется и выдвинет сопло, пар к которому будет поступать через канал в штоке.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать заключение, что внутри котла паровоза происходят сложные превращения энергии, которые можно разделить на две группы:

  1. сжигание топлива - превращение химической энергии топлива в тепловую энергию газов;

  2. образование пара повышенного давления (сначала насыщенного, потом перегретого) - превращение тепловой энергии газов в потенциальную энергию пара.

Итак, котёл паровоза совместно с пароперегревателем обеспечивает в потребном количестве получение перегретого пара определённого давления и температуры.

В этом состоит главное назначение котла паровоза, как, впрочем, и любого другого парового котла.



Фиг. 51: сажесдуватель

Фиг. 51: сажесдуватель