Средства, улучшающие качество пара 3

На фиг. 50 показана схема газового паросушителя конструкции инженеров Н. С. Череватого, Л. М. Майзеля, Н. А. Турика. Они предложили поместить в дымовой коробке специальный барабан с большим количеством вертикальных трубок.

Топочные газы проходят внутри этих трубок сверху вниз (чёрные стрелки), а насыщенный пар из котла омывает трубки снаружи (белые стрелки). Благодаря этому уходящие газы охлаждаются, а пар подсушивается и подогревается. По выходе из камеры газы направляются в дымовую трубу, а подсушенный и слегка подогретый пар - в камеру насыщенного пара коллектора и далее, как обычно, через элементы к цилиндрам машины. От этого работа пароперегревателя и всего паровоза становится эффективнее.

Эффективным средством борьбы с пенообразованием является химический пеногаситель. В отличие от паросушителей он не только снижает капельный унос воды, но и предотвращает её бросание.



Фиг. 50: газовый паросушитель

Фиг. 50: газовый паросушитель



Пеногасителем называют специальное химическое вещество, обладающее свойством распределяться по всей толще котловой воды и разрушать пузырьки.

Выше указывалось, что под влиянием загрязнения котловой воды примесями процесс лопания пузырьков, достигших поверхности воды, сильно замедляется. Это происходит потому, что прочность плёнки пузырьков пара при наличии примесей возрастает.

Чтобы уменьшить пенообразование, надо, прежде всего, снизить прочность плёнки пузырьков, образующих пену.

Химический пеногаситель, проникая в плёнку пузырьков, ослабляет их прочность, чем способствует более быстрому разрушению пузырьков и более свободному выходу пара в паровое пространство.

Разрушая мелкие пузырьки, сокращая как бы «срок жизни» их, пеногаситель не даёт им возможности скопиться и образовать пену, благодаря этому общий уровень кипящей в котле воды остаётся нормальным.

Таким образом, введение в котёл нескольких граммов высокоэффективного пеногасителя (в среднем 0.2 — 0.3 г на 1 т испаряемой воды в зависимости от её качества) предотвращает вспенивание и унос котловой воды с паром, а значит, улучшает парообразование в течение нескольких часов работы паровоза.

Пеногаситель периодически вводится в котёл паровоза перед отправлением поезда, а в некоторых случаях и перед вступлением его на затяжной подъём.