Тендер

При интенсивной работе современный мощный паровоз расходует только за один час 20000 - 25000 кг воды и до 5000 кг угля.

Но где же разместить запасы воды и топлива, которых хватило хотя бы на несколько часов непрерывной работы паровоза?

Установить громадные баки для воды и бункера для угля на самом паровозе, конечно, невозможно, так как размеры паровоза при этом выйдут за пределы габарита подвижного состава.

Для размещения запасов воды, топлива, а также смазки к паровозу прицепляется отдельная повозка, называемая тендером. На фиг. 32 изображён общий вид, а на фиг. 33 приведена схема устройства шестиосного тендера.

Тендеры паровозов большой мощности (2500 - 3000 л. с.) имеют водяные баки, ёмкость которых доходит до 50 м3 это целое водохранилище глубиной более 2 м.

Запас воды в восьмиосных тендерах новейших грузовых паровозов достигает почти 60 т.

Для удобства наблюдения за уровнем воды водяные баки снабжены указателями поплавкового типа; шкала указателя вынесена в контрбудку.

В тендере помещается свыше 20 т топлива. Есть тендеры, в которые загружают 35 т топлива.



Фиг. 32: общий вид шестиосного тендера

Фиг. 32: общий вид шестиосного тендера



Основными частями тендера являются водяной бак с угольным бункером, рама и тележки.



Фиг. 33: схема устройства шестиосного тендера

Фиг. 33: схема устройства шестиосного тендера



Водяному баку придаётся П-образная форма (смотрите нижнюю проекцию, фиг. 33). Такая форма оказывается наиболее удобной для совместного размещения воды и топлива.

Водяной бак разделён перегородками с отверстиями на ряд отсеков. Отверстия в соседних перегородках, как это видно на фиг. 33, смещены относительно друг друга. Перегородки смягчают удары от колебания воды при движении паровоза, особенно при внезапных изменениях скорости (например, при резком торможении). В средней части тендера размещён бункер для топлива.