Тип и серия паровоза

Тип паровоза определяет систему его экипажа, т. е. число и расположение осей (колёсных пар) и конструкцию рамы (жёсткая, сочленённая).

Паровоз может иметь несколько движущих колёсных пар и поддерживающие и бегунковые колёсные пары.

Число всех осей и их расположение относительно друг друга для наглядности изображается цифрами, разделёнными чёрточками (например 1-5-1). Первая цифра обозначает число передних бегунковых осей, вторая - число осей движущих (сцепных) и третья - число задних поддерживающих осей.

Если бегунковых или поддерживающих осей нет, ставятся на соответствующие места нули. Например, если паровоз имеет только пять сцепных колёсных пар и ни одной поддерживающей и бегунковой, пишется 0-5-0.

Распространённый на наших железных дорогах грузовой паровоз серии Л обозначается 1-5-0, т. е. он имеет одну бегунковую и пять движущих колёсных пар.

Пассажирские паровозы, выпускаемые Коломенским заводом, имеют обозначение 2-4-2. Из обозначения следует, что впереди паровоза помещены две бегунковые колёсные пары, а сзади - две поддерживающие. Движущих осей - четыре.

Если речь идёт о сочленённом паровозе, имеющем, например, восемь движущих осей (по четыре в каждой раме), одну бегунковую и две поддерживающих оси, то такой локомотив получит обозначение 1-4 +4-2, где знак + говорит о сочленении двух экипажей.

В США и Англии тип паровоза определяется числом колёс, а не осей, например, паровоз типа 1-5-0 серии Л в этих странах, обозначается 2-10-0; паровоз типа 1-5-1 серии ФД получит обозначение 2-10-2.