Трудности повышения к.п.д. паровоза

Итак, паровая машина, которая совершает колоссальную работу по передвижению поезда, выбрасывает с отработавшим паром в окружающий воздух большое количество тепла.

Возникает вопрос: нельзя ли использовать это тепло?

В стационарных установках большая часть отработавшего пара используется для отопления зданий и снабжения горячей водой населения.

Благодаря этому полезно используется более половины тепла, заключённого в топливе.

Однако, решение этой задачи для паровоза значительно осложняется тем, что он является подвижной теплосиловой установкой, размеры которой ограничиваются габаритом подвижного состава, а вес - допустимой нагрузкой на рельс.

В самом деле, если стационарная теплосиловая станция мощностью до 4000 л. с. для своего размещения требует здания объёмом около 10000 м3, то паровоз подобной мощности должен быть «вписан» в объём, не превышающий 300 — 350 м3, т. е. в 30 раз меньший.

Кроме того, стационарное здание опирается на каменно-бетонное основание, которое в состоянии нести очень большие нагрузки. Фундаментом для паровоза является рельсовый путь, который в зависимости от типа рельсов допускает нагрузку от каждой оси колёсной пары обычно не более 23 - 25 т.

Отсюда понятно, что не всякое устройство, повышающее к. п. д. локомотива, даже небольшое по своим размерам и весу, может быть использовано по условиям размещения на паровозе.

Таким образом, сложность задачи конструирования устройств, повышающих экономичность паровоза, состоит в том, что они должны быть не только безотказны в работе, просты в уходе, но также компактны и легки.