Трудности повышения к.п.д. паровоза 1

Вводимый в топку холодный воздух, нагреваясь, поглощает некоторую часть тепла. Естественно, что это снижает и без того низкий к. п. д. котла. Если же воздух предварительно подогреть, то эта потеря тепла будет устранена.

Для подогрева воздуха можно использовать тепло отработавшего пара или тепло уходящих газов. Расчёты показывают, что в первом случае экономия топлива составляет 3 - 4% (воздух подогревается до 80 - 90°), а во втором случае экономия должна составить около 8% (воздух можно подогреть до 200°).

Значит, подогрев воздуха выгоднее осуществлять уходящими газами.

А как целесообразнее использовать запас энергии отработавшего пара?

Удовлетворительным решением этого вопроса является использование пара для подогрева питательной воды.

Расчёты показывают, что если паровоз оборудовать пароперегревателем, дающим температуру перегретого пара до 450°, и водоподогревателем, который бы нагревал воду до 95°, то общий к. п. д. паровоза можно повысить до 9 — 9.5%.

На паровозах типа 2-4-2 и 1-5-1, которые обеспечивают высокую температуру перегретого пара (400 - 420°), оборудованы водоподогревателями и имеют удачные конусные дымовытяжные установки, был достигнут к. п. д. паровоза 9.2 — 9.3%.

Предварительный подогрев воды до 90 - 95° позволяет сберечь 8 - 10% топлива и до 10 - 12% воды.

На паровозах было испытано большое количество различных водоподогревателей и воздухоподогревателей.

Широкое практическое применение нашёл водоподогреватель смешения типа Брянского завода, которым были оборудованы паровозы типов 2-4-2, 1-4 + 4-2, серии ЛВ, а также паровозы старых серий.

Гораздо сложнее дело обстоит с подогревом воздуха: ни один из воздухоподогревателей не нашёл практического применения на паровозах; это свидетельствует о трудностях, с которыми сталкивались конструкторы при создании таких устройств.