Ведущее дышло

Ползун воспринимает на себя усилие пара, передаваемое через поршень во время его движения вперёд и назад. Чтобы передать силу пара дальше на ведущую колёсную пару, к ползуну посредством валика присоединяют шатун (ведущее дышло) (фиг. 106).

Ведущее дышло соединяет ползун с колесом через палец кривошипа и служит, таким образом, для передачи усилия от поршня к колесу, преобразуя возвратно-поступательное движение во вращательное.



Фиг. 106: ведущее дышло и его детали

Фиг. 106: ведущее дышло и его детали



Во время движения паровоза ведущее дышло напоминает гигантскую стальную руку, неутомимо вращающую колесо.

Силы, действующие на ведущее дышло, разнообразны и велики. Стержень (штанга) дышла должен выдерживать попеременно сжатие и растяжение, продольный изгиб от давления пара и поперечный изгиб от сил инерции.

Чтобы не произошло изгиба или излома, ведущее дышло делают массивным, как говорят, металлоёмким. Вес его превосходит 400 кг.

Штанга дышла по концам имеет две головки переднюю (малую) и заднюю (большую). Передняя охватывает валик ползуна, а задняя - палец кривошипа ведущего колеса.

Для уменьшения трения в обе головки вставлены подшипники. Они бывают разных конструкций.

В дышлах паровозов новых типов широко применяются подшипники с «плавающими втулками». Такие подшипники хороши тем, что их втулки изнашиваются почти равномерно по всей поверхности, хотя на них и действуют резко изменяющиеся по величине и направлению усилия от поршня. Эта особенность плавающих втулок имеет важное значение, так как при неравномерном износе образуются односторонние зазоры-щели между пальцами кривошипов и подшипниками (обычно по горизонтальной оси колёс). Чем больше этот зазор, тем с большей силой ударяет палец о дышловый подшипник, расстраивая его и весь движущий механизм.