Взаимосвязь в движении золотника и поршня 1

Приведём в движение шатунно-кривошипный механизм. Передвигаясь вправо, золотник наружной кромкой левого борта будет постепенно открывать левое окно, давая таким образом доступ пара в левую полость (фиг. 88), и в то же время внутренней кромкой правого борта открывать правое окно, выпуская пар из правой полости цилиндра.

Заметим, что в начале хода поршня и поршень и золотник двигаются в одну сторону. После того как колесо сделает четверть оборота, золотник начнёт двигаться обратно, а поршень будет продолжать движение в том же направлении.



Фиг. 88: поршень в среднем положении. Золотник в крайнем положении. Наибольшее открытие окон

Фиг. 88: поршень в среднем положении. Золотник в крайнем положении. Наибольшее открытие окон



К этому моменту поршень пройдёт приблизительно половину своего пути, и открытие паровых окон будет наибольшим (смотрите фиг. 88).

Ещё через четверть оборота золотник полностью закроет паровые окна, заняв снова среднее положение, а поршень придёт в крайнее правое положение (фиг. 89).

Перемещение поршня от одного крайнего положения до другого называется ходом поршня. Каждому ходу поршня соответствует полуоборот колеса (поворот кривошипа на 180°). Таким образом, ход поршня равен удвоенному радиусу кривошипа.



Фиг. 89: поршень в крайнем правом положении. Золотник в среднем положении

Фиг. 89: поршень в крайнем правом положении. Золотник в среднем положении



Мы рассмотрели работу золотника при ходе поршня в одну сторону (слева направо) за полуоборот колеса.

При движении поршня в обратную сторону золотник опять отклонится от среднего положения, но теперь уже в противоположную сторону. Через четверть оборота колеса он полностью откроет паровые окна: правые для впуска и левые для выпуска пара (смотрите фиг. 86). Поршень в этот момент снова займёт приблизительно среднее положение.