Закон сцепления 1

Вес паровоза можно считать величиной постоянной. Значит сила тяги зависит от коэффициента сцепления. Чем больше коэффициент сцепления, тем лучше используется сцепной вес паровоза, тем большую силу тяги он может развить.

  • Crans-Montana Milan transfer на сайте http://www.transfermilan.com.

На практике величина коэффициента сцепления колеблется в широких пределах и главным образом зависит от состояния и степени износа поверхностей рельсов и бандажей, искусства машиниста управлять паровозом, скорости его движения и т. д. Из всех возможных значений коэффициента сцепления в расчётах принимается то его значение, которое позволяет реализовать наибольшую силу тяги.

Итак, сила тяги паровоза не может быть больше силы сцепления движущих колёс с рельсами.

Таков закон сцепления - важнейший закон движения локомотива.

Большая сила тяги позволяет возить более тяжёлые поезда. Так, например, если при коэффициенте сцепления 0.24 паровоз может вести состав весом 3000 т, то при коэффициенте сцепления 0.25 паровоз способен вести состав весом 3125 т, т. е. на 125 т больше.

Иначе говоря, даже незначительное (на одну сотую) повышение коэффициента сцепления позволяет значительно повысить вес состава.

Что может дать повышение коэффициента сцепления?

Предположим, что по однопутной линии пропускается 24 пары грузовых поездов. Следовательно, в нашем примере, в первом случае по линии может быть за сутки перевезено грузов 24∙3000 = 72000 т брутто, а во втором случае 24∙3125 = 75000 т, т. е. на 3800 т брутто больше в каждом направлении.

Иными словами, только за счёт повышения коэффициента сцепления пропускная способность линии может быть увеличена более чем на один поезд.

Большинство машинистов наших железных дорог водит поезда, вес которых на 15 - 20% превышает нормы, а машинисты, в совершенстве владеющие искусством скоростного вождения тяжеловесных поездов, водят поезда полуторного и даже двойного веса.

В 1954 г. по сети железных дорог прошло более 2 млн. тяжеловесных поездов, в которых перевезено сверх нормы свыше 700 млн. т грузов, а за первое полугодие 1955 г. около 400 млн. т.

Передовые машинисты-тяжеловесники на деле доказали возможность значительного увеличения коэффициента сцепления.