Золотник

С помощью золотника осуществляется впуск пара в паровую машину и выпуск из неё.

Чтобы понять назначение золотника, рассмотрим сначала принцип действия паровой машины на упрощённой схеме (фиг. 83). Внутри цилиндра находится поршень, который при помощи штока соединён в точке а с ползуном, скользящим по направляющим параллелей.

Ползун соединён с ведущим дышлом (шатуном). В точке б шатун связан с кривошипом колеса.

Таким образом шатунно-кривошипный механизм соединяет поршень паровой машины с колесом. Поэтому если начать двигать поршень, то вместе с ним придут в движение шток и соединённый с ним шатун, который посредством кривошипа заставит колесо вращаться. Шатун в данном случае будет выполнять примерно такую же роль, как рука человека, вращающая ручку швейной машины.



Фиг. 82: разрез (а) и общий вид (б) многоклапанного регулятора и коллектора

Фиг. 82: разрез (а) и общий вид (б) многоклапанного регулятора и коллектора



В паровой машине для перемещения поршня вперёд и назад используется энергия пара. Представим себе, что в цилиндре имеется четыре крана. Краны №1 и №2 помещены на паровпускных трубах, а краны №3 и №4 на паровыпускных.



Фиг. 83: простейшая схема паровой машины

Фиг. 83: простейшая схема паровой машины



К первым двум кранам подводится свежий пар из котла, а два вторых выпускают этот пар из цилиндра после того, как он уже совершит работу. Если открыть впускной кран №1 и выпускной кран №4, то пар из котла через кран №1 устремится внутрь цилиндра и будет давить во все стороны, а значит, и на поршень, который начнёт перемещаться (смотрите фиг. 83) слева направо. Воздух, выталкиваемый поршнем с другой его стороны, будет уходить в атмосферу через открытый кран №4. Таким образом, поршень переместится в крайнее (правое) положение.